- У жителей поселка Малокатериновка есть мечта – увековечить память военных летчиков – наших земляков, - рассказывает председатель поссовета Семен Карабаджак. - Зная авторитет вашей газеты, надеемся, что областная власть поможет в этом благом деле. А хотим мы установить мемориальную доску с именами летчиков-истребителей или скромный памятник, возможно, с изображением пикирующего самолета. Ну ведь заслужили люди такую память! Да и дети увидят, что не только на словах остается актуальным лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто!»
...Согласитесь, что для поселка с населением в 3000 человек семь военных летчиков – это предмет особой гордости! Еще один интересный и по-своему уникальный факт: шестеро из них учились в одном классе малокатериновской школы! Такой вот был удивительный класс. К сожалению, в живых не осталось никого из их соучеников, поэтому подробнее ни о самом классе, ни об учителях, увы, рассказать не получится.
НА ПАМЯТНУЮ ДОСКУ СБРОСИЛИСЬ РОДСТВЕННИКИ
Самый именитый из этих летчиков – Михаил Ильич Коса. Бредил небом, поэтому после окончания школы стал курсантом Запорожского аэроклуба, позже, уже окончив Качинское военное училище в Крыму, стал летчиком-истребителем.
С февраля 1942 года Михаил Коса начал отсчет сбитых им вражеских самолетов. Документы того времени свидетельствуют: «За весь период боевых действий на фронтах Отечественной войны тов. Коса М.И. совершил 375 боевых вылетов, провел 113 воздушных боев. При этом лично сбил 7 бомбардировщиков и 8 истребителей. Кроме того, в составе группы сбил 4 вражеских самолета. Совершил 44 штурмовых удара по технике и живой силе врага».
Последний самолет врага Михаил Ильич сбил на своем «Як-9М» 1 мая 1945 года. Но до этого было ранение осколком во время воздушного боя. А еще – его самолет был сбит, и летчик оказался на оккупированной немцами территории. Пять с половиной месяцев добирался до линии фронта, перешел ее и нашел-таки свою воинскую часть!
В 1946 году командиру 42-го гвардейского истребительного авиационного полка Михаилу Косе было присвоено звание Героя Советского Союза. Но злая ирония судьбы сделала свое черное дело. Получив из Малокатериновки известие о том, что мать при смерти, Михаил Ильич, отличавшийся поистине беспредельной смелостью, совершает безрассудный шаг: поднимает самолет в воздух и летит в направлении Запорожья. Военные самолеты перехватывают его, и Коса совершает посадку.
«Прощай, карьера!» – скажете вы. Берите круче, намного круче! По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР от 20 апреля 1950 года Герой Советского Союза Михаил Ильич Коса был... расстрелян. И только спустя 16 лет, в августе 1966 года, Пленум Верховного Суда СССР пересмотрел его дело и установил отсутствие состава преступления. Грамоту и Звезду Героя семье вернули, а самого Косу посмертно реабилитировали.
И еще один пример иронии судьбы. Около пяти лет тому назад на стене мемориала «Скорбящая мать» наконец-то была установлена небольшая памятная доска в честь Героя, изготовленная на деньги… его родственников. И это при том, что Михаил Коса – единственный Герой Советского Союза в Запорожском районе...
По-своему интересна судьба и Петра Кирилловича Прочана, который тоже учился в Запорожском аэроклубе, а затем - в Качинском военном училище. Закончил его буквально за неделю до начала Великой Отечественной. В войну принимал участие в боевых действиях на Северном и Карельском фронтах. Лично сбил 5 вражеских самолетов. Петр Кириллович был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны І и ІІ степеней, тридцатью медалями.
После войны 43 года проработал заместителем начальника ОТК Запорожского механического завода, был депутатом поселкового совета. Его дочь Наталья говорит:
– Наш отец, Петр Кириллович, прожил красивую и светлую жизнь.
ПОХОРОНКА ОКАЗАЛАСЬ ЛОЖНОЙ
А вот Александр Лукич Резник уже после начала войны окончил Новосибирское училище летчиков. Затем был летчиком в 16-й гвардейской армии. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Берлина», «За Варшаву» и другими.
Во время войны в армии также были (но не в авиации) его отец Лука Фомич и младший брат Яков . Можно понять состояние Прасковьи Илларионовны, отправившей на фронт мужа и двух сыновей. А теперь представьте, что пришлось пережить женщине, получившей похоронку на мужа, а через несколько дней(!) письмо с фронта от односельчанина, сообщавшего, что Яков «уже отвоевался»!
Оба сообщения оказались ложными. Когда хоронили погибших солдат, то в братскую могилу положили и Луку Фомича. Уже собрались засыпать могилу, но увидели, что солдат подает признаки жизни. Врачи в госпитале возвратили его к жизни.
А Яков был тяжело ранен в руку, но тоже остался жив. Муж и сын Яков возвратились домой, а вот у Прасковьи Илларионовны «отобрало» ноги. После пережитого потрясения она могла передвигаться только с помощью табурета.
Возвратился домой и Александр Лукич. Длительное время он работал заместителем начальника авиаотряда по летной части Запорожского аэродрома гражданской авиации.
Александр Лукич Резник – единственный из военных летчиков-малокатериновцев, доживший до наших дней. К сожалению, здоровье оставляет желать лучшего, поэтому, рассказывая о нем, пришлось довольствоваться той информацией, которую смогли предоставить родственники.
Самый младший сокол-герой – Николай Савченко – пошел по стопам старших товарищей, но курсантом Качинского училища стал уже во время войны. После окончания училища был направлен на фронт в действующую армию. Участвовал в боевых вылетах в качестве летчика-истребителя. В конце 1944-го Николай Андреевич в одном из воздушных боев был сбит. Катапультировался, но получил сильные ожоги и длительное время проходил курс лечения в военном госпитале в Москве. Но по состоянию здоровья уже летать не смог...
В начале 50-х годов Николай Савченко окончил Московский институт пищевой промышленности. Работал главным технологом в Туапсе, Феодосии и Ростове-на-Дону. Здесь же он погиб в автокатастрофе в 1978 году.
Об Алексее Захаровиче Куркуле удалось собрать довольно мало сведений, хотя и умер он сравнительно недавно, в 2005 году. Известно, что после
Малокатериновской школы он был в Запорожском аэроклубе, а затем в Качинском военном училище. Во время войны служил в Первой воздушной армии. Среди боевых наград две(!) медали «За боевые заслуги», а также «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие.
Алексей Захарович работал инструктором в Запорожском облавтоучкомбинате. К сожалению, его фотографии военного времени не сохранилось...
О Михаиле Федоровиче Мирошниченко совсем скупая информация. После школы Михаил направился в Запорожский аэроклуб, а позже – в Качинское училище. После его окончания был направлен на фронт. Погиб зимой 1942 года в одном из воздушных боев над Ладожским озером вблизи Ленинграда. Было тогда Михаилу всего 23 года...
ЗАПИСКИ БРОСАЛИ ИЗ САМОЛЕТА
Однако на этом рассказ о Михаиле Федоровиче не обрывается. Как и Михаил Коса, он остался в истории Малокатериновской школы в связи с одним событием. Правда, если бы о нем стало известно в аэроклубе, то обоим бы не поздоровилось...
Как-то весной 1939 года ученики поселковой школы вышли на перемену во двор. И вдруг совсем близко услышали звук летящего самолета. А затем увидели и сам самолет, как позже узнали, учебный. Самолет пролетел над самой школой, затем еще раз. Все задрали головы, наблюдая за происходящим, и вдруг из самолета что-то выбросили. Оказалось, это была скомканная газета, а в ней – записка: «Смотрите, я летаю! Ура!!! Ваш ученик Михаил Коса».
Но история на этом не закончилась. В этот же день, с интервалом часа в три, снова появляется самолет, и снова – записка. Текст почти такой же, как и в первой, правда, подпись другая – «Михаил Мирошниченко».
Наверное, были учебные полеты. А Михаил Коса то ли упросил инструктора, то ли сам уже летал, но решил наведаться в родной поселок. И не просто наведаться, а еще и «засветиться». Возвратившись с тренировочного полета, рассказал обо всем Мирошниченко, а тот не захотел отставать от тезки-одноклассника...
Еще один летчик-истребитель – Вениамин Бражник – семь классов закончил в Малокатериновке, продолжил учебу в школе №6 Запорожья. Затем Качинское военное училище, ну а дальше – фронт. В автобиографии, датированной июлем 1948-го, Вениамин Александрович сообщает: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью «За победу над Германией». После войны Вениамин Бражник окончил еще и Ворошиловградское военно-авиационное училище летчиков имени Пролетариата Донбасса. Был военным летчиком.
В июле 1949 года авиаполк, в котором служил Бражник, перебазировался с одного аэродрома на другой. Взлетели четыре самолета-разведчика: два ведущих и два ведомых. Вениамин Александрович был ведущим одного звена. Полет проходил в условиях плохой видимости, при густом тумане... Результат трагический – разбились все четыре самолета, экипажи всех самолетов погибли. Похоронен наш земляк в братской могиле летчиков-побратимов в грузинском городе Цхалтубо.
***
Автор выражает искреннюю благодарность за содействие в подготовке материала начальнику военно-учетного стола Малокатериновского поселкового совета Наталье Петровне Прочан и инженеру-землеустроителю поселкового совета Анатолию Васильевичу Рыбíîìó.
Источник: http://iz.com.ua/2009/05/08/smotrite-ja-letaju-ura-/
|